Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Без лишних
вопросов
на связи администратор, который
знает вашу историю болезни
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Персональный
виджет
с назначениями, заключениями
и записями на прием
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Продолжите
в телеграм-боте
это удобно: мы всегда онлайн
в вашем телефоне
Обычно родители обращаются к детскому психологу в случае нежелательных изменений в поведении и состоянии ребенка. Например, сын не слушается, ни в какую не убирает свои игрушки или очень долго не засыпает.
Детский психолог начинает работать с мамами и папами, иногда бабушками, а не с детьми, ведь часто они сами воспитывают малыша таким образом, что впоследствии не могут справиться с ним самостоятельно.
Рассмотрим одну из самых типичных ситуаций.
Одна из первых проблем, с которой сталкиваются родители подросшего малыша — детская «жадность», нежелание уступить, поделиться своими вещами. С этой неприятностью встречаются практически все родители малышей старше года.
Почему так происходит? Дело в том, что с взрослением развивается и самосознание ребенка. Он по-иному ощущает границы своего Я. И уже в год-полтора игрушки и другие предметы, принадлежащие ему, воспринимаются как неотъемлемая часть себя. Подумайте, ведь и у Вас наверняка есть предметы, символизирующие Вас самих. Вряд ли Вам понравится идея делиться с кем то своей одеждой, машиной или любимыми украшениями. Но в мире взрослых все проще. Здесь по умолчанию действует правило уважения к чужой собственности. А Ваш ребенок общается с такими же малышами, как он сам. И они еще не знают этих правил, им еще нужно научиться.
Это закономерность нормального развития, хоть и не самая приятная. А значит за это нельзя ругать. Ведь Вы же не ругаете ребенка за то, что он падает, пока учится ходить?
И вот вы приходите на площадку. Чужой ребенок подходит и берет лопатку Вашего малыша. Ребенок протестует. Мама чувствует себя неловко, будто бы она плохо воспитывает ребенка. Как вести себя в такой ситуации? Самое простое предложить детям поменяться игрушками на время. Нужно присесть, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне, и предложить «А давай отдадим нашу лопатку?! А взамен попросим вон то ведерочко?». Если ребенок отказывается, предложите общую игру — один держит ведерко, другой насыпает песок, мама переворачивает и — ура! - получился куличик. Если и такой сценарий не проходит — не настаивайте! Выступите в роли переговорщика и объясните чужому ребенку, что Ваш сын сейчас сам хочет поиграть лопаткой, что возможно чуть позже он сможет поделиться.
Нельзя ругать и наказывать ребенка, если он отказался делиться. Это его право и мы обязаны уважать его мнение. Мы же хотим вырастить независимую личность. Иначе мы рискуем воспитать конформиста, руководствующегося чужим, а не своим мнением. Ругая, и тем более наказывая, мы строим стену между собой и подрастающим человечком. Вы всегда должны быть на его стороне. Иначе он будет думать, что мама его не любит/ не понимает.
Нельзя называть малыша жадиной только потому, что он не хочет отдавать другому свою игрушку. Любые ярлыки (а жадина — это уже ярлык!) имеют свойство «прилипать» и работать как программа. Чем чаще мы произносим такие слова, тем прочнее ребенок усваивает негативные характеристики.
Крайне вредно использовать такие «педагогические» приемы и фразы типа: «доедай скорее, а то прилетит Сорока и все съест!», «убирай игрушки быстро, иначе Петя отберет!». По сути, это прямое обучение конкурентному отношению к другим и формированию прижимистости. Лучше посадить рядом с малышом любимого зверя и предложить покормить его. А там, глядишь, и сам поест. И игрушки убирать можно тоже втроем. Так даже веселее! Вы берете в руки игрушку и его лапами собираете то, что разбросано. Или просите малыша научить, показать маленькому зверьку, как правильно наводить порядок. Ну и конечно хвалите за проделанную работу!
Дети учатся не столько тому, что мы говорим, сколько тому, что мы сами делаем. Если Вы хотите, чтобы малыш рос щедрым почаще делайте вместе с ним маленькие сюрпризы, подарки для близких. Регулярно побуждайте поделиться лакомствами сначала с Вами (это проще), а затем и с другими членами семьи — пусть отдаст хотя бы кусочек! С гордостью рассказывайте папе за ужином, как сегодня Ваш сын поделился игрушкой на площадке (даже если на 1 минуту, даже если после получаса уговоров). Если ребенок жадничает, а ему уже больше 2 лет, можно собрать старые надоевшие игрушки и отнести вместе с ним в детский дом. При этом объяснить, что там живут детки, у которых нет своей мамы и о них нужно позаботиться.
Обычно проблема уходит сама собой годам к 3. Если же Вы интуитивно делаете все правильно, а ребенок, как Вам кажется, продолжает чрезмерно ревностно относится к своим вещам, остро реагирует на такие ситуации, имеет смысл проконсультироваться с детским психологом. Также как и в том случае, если малыш вообще не обозначат своих прав, безропотно отдает свои игрушки по первому же требованию.
Детская жадность, как и чрезмерная щедрость, может быть сигналом эмоционально неблагополучия, сообщением для взрослых о том, что на душе у ребенка неспокойно.И мы должны понять, что его беспокоит, и, по возможности, помочь. В таком случае стоит обратиться, например, к детскому психологу.
Услуги