Поиск по сайту
Часто ищут
Педиатрия
Неврология
клиника Жулебино
Врач невролог
Врач педиатр
Врач уролог
Возможные результаты
Ортопедия
Ортодонтия
Упс, ничего не нашлось. Но наш бот всегда готов вам помочь!
Спросить бота
Поиск по сайту
Часто ищут
Педиатрия
Неврология
клиника Жулебино
Врач невролог
Врач педиатр
Врач уролог
Возможные результаты
Ортопедия
Ортодонтия
Упс, ничего не нашлось. Но наш бот всегда готов вам помочь!
Спросить бота
Отмена
Файл добавлен!
Выберите пациента
Не добавлять в мед.карту
Не добавлять в мед.карту
Дата
Описание файла
Введите описание
Отправить
Вы действительно хотите отменить добавление файла?
Да, отменить
5
Preambula бот
Preambula Bot
В сети
Список диалогов
Доступные диалоги
Авторизация
Выйти
Вы можете общаться с врачами и задавать любые вопросы боту

Авторизуйтесь
в ПреАмбуле

Без лишних
вопросов

на связи администратор, который
знает вашу историю болезни

Авторизуйтесь
в ПреАмбуле

Персональный
виджет

с назначениями, заключениями
и записями на прием

Авторизуйтесь
в ПреАмбуле

1
Привет! Хочу
записаться

Продолжите
в телеграм-боте

это удобно: мы всегда онлайн
в вашем телефоне

Продолжить
Preambula Bot
Чтобы увидеть диалоги с врачами, необходимо авторизироваться
Здравствуйте. Если вам нужно связаться с доктором, запишитесь на онлайн консультацию:
Условия проведения консультации
Записаться на консультацию
Сообщение..
Авторизация

Когда начинать прикорм и как вводить новые продукты малышу?

Педиатрия 28.10.2025 19
Когда начинать прикорм и как вводить новые продукты малышу?

Прикорм - введение в рацион ребенка пищевых продуктов, отличных от грудного молока или молочной смеси. Они дополняют питание растущего малыша полезными веществами: белками, жирами, углеводами, минералами и витаминами, необходимыми для дальнейшего роста и развития.

Зачем вводить прикорм и как это сделать своевременно?

У введения прикорма есть несколько целей:

  1. Обеспечить растущий организм необходимыми питательными веществами, витаминами и минералами, которых уже может не хватать только в грудном молоке.
  2. Развить жевательные навыки и моторику желудочно-кишечного тракта.
  3. Познакомить с разнообразием вкусов и текстур продуктов, тем самым постепенно приучить ребенка к взрослой пище.

Оптимальным возрастом ввода прикорма, по рекомендациям ВОЗ, считается время от 4 месяцев до полугода.

К 4-5 месяцам происходит удвоение массы тела, то есть организм быстрее растет и развивается. К этому же времени малыш уже активно двигается, а это означает, что требуется больше энергии и пищевого разнообразия. Однако, в грудном молоке к этому возрасту уже снижается содержание белка, незаменимых аминокислот и жирных кислот, макро- и микронутриентов. Также ограниченный объем желудка ребенка не позволяет покрыть растущие потребности простым увеличением количества съеденного молока. Поэтому к концу первого полугодия питательные вещества недостаточно поступают из основного питания и на этом фоне могут возникнуть дефициты. Чтобы этого не случалось - вводится прикорм.

Также формируется постепенная адаптация ферментов и микробиоты желудочно-кишечного тракта под взрослый тип рациона.

Что такое «критическое» окно и чем опасны нарушения сроков ввода прикорма?

Это период преимущественно с 4 до 7 месяцев, характеризующийся физиологической и психологической подготовленностью к знакомству с новой пищей. Пропуск этого окна может привести к трудностям в будущем.

Слишком раннее начало (до 4 месяцев) может повлечь за собой:

  • Вытеснение грудного молока/смеси: организм насыщается менее полноценной едой
  • Пищевую аллергию: пищеварительная система еще не готова к появлению незнакомых продуктов, поэтому повышается процент возникновения аллергических реакций
  • Нарушение пищеварения: появляется вздутие, диарея или запор
  • Риск аспирации: дети еще не умеют правильно глотать густые блюда

Слишком позднее начало прикорма (после 6-7 месяцев) чревато:

  • Дефицитом питательных веществ: особенно железа и цинка, что ведет к анемии и отставанию в развитии.
  • Задержкой становления навыков: слабость мышц рта, языка и челюстей, которые отвечают за умение двигать пищу во рту, и жевательные движения.
  • Формированием неофобии: малыш с большим трудом принимает неизведанные вкусы и текстуры.
  • Недостаточной прибавкой в весе: энергии из одного основного вида вскармливания уже может не хватать.

Каковы признаки готовности малыша к прикорму?

Различают физиологическую и психологическую готовность.

Первая формируется к 4-6 месяцам в виде созревания ЖКТ: увеличивается количество слюны, созревают пищеварительные ферменты, дозревает местный иммунитет, снижается восприимчивость тонкого кишечника к различным аллергенам, что снижает риск развития аллергии.

Вторая проявляется угасанием рефлекса выталкивания ложки к данному периоду: это - защитная реакция, когда язык выталкивает ее. Благодаря этому он учится проглатывать полужидкую и густую пищу.

Но главный признак - появление пищевого интереса у детей. Они активно интересуются всем, что ест мама. Начинают внимательно следить глазами за ее ложкой или пытаться тянуть ручки к еде. У ребёнка к этому времени развивается координация движений и поэтому он может самостоятельно донести пищу до рта. В этом возрасте малыш может принимать вертикальное положение, сидеть (с опорой или без), уверенно держать голову, что позволяет начать кормление из прибора.

Какие навыки формируются во время введения прикорма?

Во время введения прикорма происходит развитие жевания и глотания. У малышей, которым сделали это очень поздно, может нарушаться усвоение этих навыков. Такие дети очень долго не могут привыкнуть к твердой пище, она даже может вызывать у них рвотный рефлекс. Поэтому нужно вводить новые продукты своевременно.

Этот процесс также формирует вкусовые привычки ребенка, при сдвиге сроков в позднюю сторону может возникнуть избирательность в еде. Соответственно, важно понимать, что таким образом составляется здоровый пищевой интерес.

Какие виды прикорма существуют?

Педиатрический: это постепенное введение продуктов по определенной схеме с контролем объема. Часто рекомендуется как более безопасный и предсказуемый, особенно для детей с недобором веса, склонностью к аллергии или с неврологическими проблемами.

Из минусов, возможно снижение пищевого интереса и трудности с переходом на твердую пищу.

Педагогический: это когда ребенок с самого начала питается самостоятельно с общего стола. Подходит семьям, которые готовы перейти на здоровое питание и делают акцент на развитии самостоятельности малыша. Из отрицательного, риск удушья (важно всегда контролировать процесс), сложно отследить аллергическую реакцию, возможность недополучить микро- и макронутриенты.

Я надеюсь, что смогла разъяснить, насколько важно не только просто ввести прикорм, а понимать его значение для малыша. Уметь определить готовность организма ребенка к введению новых продуктов и помочь освоить новый этап в его жизни.

Чтобы путь в новое приносил удовольствие и вашим детям, и вам - их родителям!

Автор: Ермакова Анастасия Сергеевна, врач-педиатр сети ПреАмбула

Рецензент: Таищева Наталия Борисовна, врач-педиатр, эксперт сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук.

Поделиться

Услуги

Поиск по услугам
Иконка

Другие статьи

Назад
Вперёд

Используем cookies,
чтобы сайт работал лучше

Пользуясь нашим сайтом,
вы соглашаетесь с тем, что
мы используем cookies