Поиск по сайту
Часто ищут
Педиатрия
Неврология
клиника Жулебино
Врач невролог
Врач педиатр
Врач уролог
Возможные результаты
Ортопедия
Ортодонтия
Упс, ничего не нашлось. Но наш бот всегда готов вам помочь!
Спросить бота
Поиск по сайту
Часто ищут
Педиатрия
Неврология
клиника Жулебино
Врач невролог
Врач педиатр
Врач уролог
Возможные результаты
Ортопедия
Ортодонтия
Упс, ничего не нашлось. Но наш бот всегда готов вам помочь!
Спросить бота
Отмена
Файл добавлен!
Выберите пациента
Не добавлять в мед.карту
Не добавлять в мед.карту
Дата
Описание файла
Введите описание
Отправить
Вы действительно хотите отменить добавление файла?
Да, отменить
5
Preambula бот
Preambula Bot
В сети
Список диалогов
Доступные диалоги
Авторизация
Выйти
Вы можете общаться с врачами и задавать любые вопросы боту

Авторизуйтесь
в ПреАмбуле

Без лишних
вопросов

на связи администратор, который
знает вашу историю болезни

Авторизуйтесь
в ПреАмбуле

Персональный
виджет

с назначениями, заключениями
и записями на прием

Авторизуйтесь
в ПреАмбуле

1
Привет! Хочу
записаться

Продолжите
в телеграм-боте

это удобно: мы всегда онлайн
в вашем телефоне

Продолжить
Preambula Bot
Чтобы увидеть диалоги с врачами, необходимо авторизироваться
Здравствуйте. Если вам нужно связаться с доктором, запишитесь на онлайн консультацию:
Условия проведения консультации
Записаться на консультацию
Сообщение..
Авторизация

Развитие мелкой моторики у детей: мнение экспертов ПреАмбулы

Неврология 02.05.2025 54
Развитие мелкой моторики у детей: мнение экспертов ПреАмбулы

Мелкая моторика всегда являлась фундаментом общего развития детей, включающего в себя когнитивные, речевые и коммуникативные навыки. Её стимуляция, начиная с рождения, помогает укрепить связь, которая существует мелкими мышечными группами и мозгом. В этой статье наши врачи поделятся, как развивать данный тип движений дома и на что стоит обратить внимание родителям.

Что такое мелкая моторика и её значение

Мелкой мотoрикoй называются точные движения кистей и пальцев, которые позволяют детям выполнять: захват предметов, рисование, письмо и даже застёгивание пуговиц.

Какую роль она выполняет во взрослении ребёнка:

  1. Связь с речевым развитием
    Учёными доказано, что формирование мелкoй мoтoрики тесно связано с развитием речи. Это обусловлено тем, что такие центры, как двигательный и речевой, в головном мозге расположены рядом и взаимодействуют между собой. Постановка чётких движений пальцев стимулирует активность речевого центра, способствуя улучшению артикуляции и увеличению словарного запаса.
  2. Формирование когнитивных способностей
    Работа с мелкими предметами развивает тактильную чувствительность, пространственное восприятие, концентрацию внимания и логическое мышление. Дети, которым регулярно предлагают упражнения для улучшения мелкой моторики, лучше усваивают новую информацию и показывают более высокий уровень познавательной активности.
  3. Эмоциональное развитие и самостоятельность
    Овладение навыками, связанными с мелкой моторикой, позволяет ребёнку становиться более независимым. Самостоятельное застёгивание пуговиц, использование ложки, шнуровка или попытки нарисовать что-то на бумаге приносят малышам радость и уверенность в своих силах, что положительно влияет на эмоциональный фон.

Этапы развития моторики

Формирование крупной и мелкой моторики напрямую зависит от возраста ребёнка, навыки, которыми должны обладать дети в зависимости от их возраста объединены в таблицу ниже:

Возраст Крупная моторика Мелкая моторика
Новорождённые (0–3 месяца) Контроль головы при лежании на животе (примерно с 2 месяцев) Удерживание предмета в руке на рефлекторном уровне
Младенцы (4–6 месяцев) Переворачивание со спины на живот, поднятие груди, упор на предплечья Попытки целенаправленного захвата предмета (к 5-6 месяцам)
Полугодовалый возраст (7–9 месяцев) Сидение без опоры, начало ползания «Грибковый захват» пальцами предметов
12 месяцев Стояние с поддержкой, первые шаги Манипуляции с игрушками, подбирание мелких предметов пинцетным захватом (двумя пальчиками)
Ранний возраст (1-3 года) Уверенная ходьба, бег, подъём по лестнице Использование ложки, кубиков, рисование линий
Дошкольный возраст (4–6 лет) Прыжки, балансировка, езда на велосипеде Застёгивание пуговиц, использование ножниц, рисование фигур

Также у новорожденных есть рефлексы, характерные именно для них: хватательный, шаговый, шейные тонические и другие.

Факторы, влияющие на развитие моторики

  1. Генетические факторы
    Скорость моторного становления частично обусловлена наследственностью. Генетические особенности задерживают развитие моторных навыков.
  2. Перинатальные факторы
    Влияние гипоксии, внутриутробных инфекций и недоношенности приводит к изменению нормального хода формирования данной двигательной активности.
  3. Социально-экологические факторы
    Достаточное сенсорное стимулирование и возможности для активного движения ускоряют становление навыков.
  4. Заболевания и травмы
    Детский церебральный паралич, врожденные аномалии, травмы центральной нервной системы негативно влияют на прогресс в формировании моторики.

Чтобы развивать мелкую моторику в домашних условиях наши специалисты рекомендуют:

Для малышей (0–12 месяцев)

  1. Игрушки для захвата.
    Используйте мягкие кубики или мячики для захвата и сжатия. Они должны быть разной структуры: с ребрами, выпуклостями и т.д.)
  2. Игры с водой.
    Пусть ребёнок захватывает плавающие игрушки.
  3. Пальчиковый массаж.
    Помогает стимулировать нервные окончания

Для детей 1–3 лет

  1. Рисование и лепка.
    Используйте пальчиковые краски и пластилин для укрепления мышц пальцев.
  2. Игры с пуговицами и крупами.
    Сортировка мелких объектов помогает развить точные движения.
  3. Самостоятельная еда.
    Позвольте ребёнку есть ложкой, чтобы он учился координации.

Для детей 4–6 лет

  1. Рукоделие.
    Нанизывание бусин, создание аппликаций и использование ножниц.
  2. Игры с пазлами.
    Настольные игры с мелкими элементами стимулируют концентрацию.
  3. Тренировка письма.
    Обводите буквы, рисуйте линии и фигуры.
    Проводить линию, не касаясь заданных параметров.
    Соединять карандашом нарисованные предметы

Советы для родителей

Развитие мелкой моторики у ребёнка требует регулярности и творческого подхода. Чем больше разных активностей будет включено в процесс, тем быстрее малыш освоит важные навыки. Родители могут превратить обучение в увлекательную игру, которая принесёт ребёнку радость и пользу. Вот главные пункты, которые стоит выделить:

  1. Регулярность.
    Уделяйте занятиям по развитию моторики 10–15 минут ежедневно.
  2. Сложность.
    Постепенно увеличивайте сложность заданий, переходя от простого к сложному.
  3. Мотивация.
    Подбирайте интересные игры, чтобы ребёнок занимался с удовольствием.

Проявляйте терпение, поощрение и совместное участие в процессе, а также избегайте форсирования, то есть не заставляйте заниматься ребёнка, если он устал и всегда контролируйте игры с мелкими объектами!

Когда стоит обратиться к специалисту?

Если вы заметили задержки в развитии мелкой моторики, обратитесь за консультацией. Признаки возможных проблем:

  • Ребёнок не захватывает предметы к 6 месяцам.
  • Не использует обе руки для игры.
  • Испытывает трудности с выполнением возрастных задач.

В таких случаях специалисты клиники «ПреАмбула» готовы предложить:

  • Диагностику: Комплексные обследования для выявления причин задержки.
  • Индивидуальную программу развития: Упражнения и занятия с физиотерапевтами.
  • Сопровождение: Консультации неврологов и педиатров.

Заключение

Развитие мелкой моторики у детей — важный процесс, который требует внимания и систематического подхода. Простые ежедневные занятия, такие как лепка, рисование и игры с деталями, помогут укрепить пальцы малыша и улучшат его когнитивные способности. Если у вас возникли сомнения, специалисты «ПреАмбулы» всегда готовы помочь. Заботьтесь о развитии ребёнка с любовью и профессиональной поддержкой!

Поделиться

Услуги

Поиск по услугам
Иконка

Другие статьи

Назад
Вперёд

Используем cookies,
чтобы сайт работал лучше

Пользуясь нашим сайтом,
вы соглашаетесь с тем, что
мы используем cookies