Поиск по сайту
Популярные запросы
Педиатрия
Неврология
клиника Жулебино
Врач невролог
Врач педиатр
Врач уролог
Возможные результаты
Ортопедия
Ортодонтия
Упс, ничего не нашлось. Но наш бот всегда готов вам помочь!
Спросить бота
Файл добавлен!
Выберите пациента
Не добавлять в мед.карту
Не добавлять в мед.карту
Дата
Описание файла
Введите описание
Отправить
Вы действительно хотите отменить добавление файла?
Да, отменить
Preambula Bot
Preambula Bot
В сети
Список диалогов
Доступные диалоги
Авторизация
Выйти
Вы можете общаться с врачами и задавать любые вопросы боту
Preambula Bot
Чтобы увидеть диалоги с врачами, необходимо авторизироваться
Здравствуйте. Если вам нужно связаться с доктором, запишитесь на онлайн консультацию:
Условия проведения консультации
Записаться на консультацию
Сообщение..
Авторизация
5
Психическое развитие детей до 3-х лет
Психическое развитие детей до 3-х лет
Темы
Поделиться

Психическое развитие детей до трех лет 

Вопрос, который всегда особенно волнует родителей маленького ребенка, – нет ли у него психических отклонений и как их определить? Можно ли вовремя увидеть задержку психического развития (ЗПР) у грудничка и скорректировать ее? Как и во всех остальных вопросах, связанных с развитием в возрасте до года, первое, что стоит запомнить родителям, – любой диагноз может поставить только детский врач-специалист. В некоторых случаях – не один: в последние несколько лет отмечается, например, гипердиагностика расстройств аутистического спектра. Несмотря на серьезность этого диагноза, при перепроверке он подтверждается далеко не всегда.

Второе. Ребенок ребенку рознь, и темпы развития у каждого свои. Кроме того, психика ребенка пластична, и многие варианты задержек психического развития можно скорректировать в раннем возрасте безо всяких последствий в дальнейшем.

Третье. Задача родителя – информированное наблюдение за ребенком. Иными словами, нужно знать примерные возрастные нормы и обратить внимание врача, если, с вашей точки, что-то идет не так. Самостоятельно ставить диагнозы и тем более назначать лечение родитель ни в коем случае не должен.

Нормы психического развития детей – коммуникации

Социальные коммуникации младенца, который еще не может говорить, проявляются в эмоциональных реакциях (улыбке, плаче) в ответ на обращение взрослого. Конечно, при этом должны быть в норме зрение и слух. Они проверяются уже в первый месяц жизни ребенка: акустический тест многие дети проходят еще в роддоме, а консультацию офтальмолога ребенок проходит по достижении месячного возраста.

Новорожденный видит не очень четко, однако к возрасту 1 месяц в норме ребенок уже должен следить за перемещением предмета (погремушки), фиксируя на нем взгляд. Он прислушивается к звукам, вздрагивает, если слышит внезапный громкий звук. Примерно в полтора месяца появляется первая реакция на интонацию, с которой к нему обращается взрослый: улыбка, если эта интонация ласковая, и плач, если нет.

В три месяца дети способны поворачивать голову к источнику звука. Еще через месяц ребенок уже различает лица и по-разному реагирует на «своих» (к которым он привык) и «чужих» (которых он видит редко). За «своими» он следит с интересом, улыбается. Реакция на «чужих» (в том числе, кстати, и на детского врача) может быть разной. В этом возрасте ребенок хорошо видит на расстоянии примерно 50 см от своего лица, переводит взгляд с предмета на предмет.

С этого возраста ребенок активно взаимодействует со взрослыми, а потом и с другими детьми, и очень важно наблюдать, как именно он это делает – смотрит ли он в глаза, адекватны ли его реакции обращению, инициирует ли он общение сам.

Нормы психического развития детей – речь

Что касается речи, важнейшей коммуникативной составляющей, она также начинает развиваться практически с рождения. Крик новорожденного – это уже в своем роде «речь». Здесь, как и в случае со слухом и зрением, тоже следует сперва исключить чисто физиологические факторы задержки развития. Например, у ребенка может быть слишком короткая уздечка языка, и это препятствует движению языка во рту в полном объеме, а в будущем – правильной речи. Осмотр ротовой полости в 1 месяц педиатром может выявить эту проблему.

Сперва в речи ребенка появляются гласные, потом, постепенно – согласные. Двухмесячный ребенок начинает гулить, затем, к полугоду – лепетать, выговаривать отдельные слоги («ма», «ба»).

Годовалый ребенок в норме использует не менее 2-3 слов. Не менее важно развитие указательного жеста пальцем, который появляется примерно в 11-14 месяцев. Третий признак правильного развития речи в этом возрасте – понимание речи, обращенной к ребенку, простых инструкций. Центр понимания речи у ребенка формируется быстрее, чем центр собственной речи – последний формируется только к трем годам. Поэтому даже если ребенок понимает обращение к себе, указывает на предметы пальцем, но при этом не использует более двух слов, это вполне может быть вариантом нормы. А вот если к двум годам ребенок все еще не указывает пальцем на предметы, это  может быть признаком задержки психического развития.    

К двухлетнему возрасту дети уже существенно различаются между собой по уровню развития речи. Кто-то может использовать только несколько слов, а кто-то читает стишки и использует предложения из нескольких слов. Важно, чтобы оценку развития ребенка проводил невролог, потому что около двух лет ЗПР и ЗРР встречаются достаточно часто, но могут быть скорректированы при своевременной диагностике. 

Для правильного психического развития ребенка, в том числе и речевого, важно, чтобы он не был изолирован. В течение первого года жизни он должен слышать разную речь, голоса, интонации. В более старшем возрасте помочь развитию речи может общение с детьми, которые уже говорят. Даже если родители замечают в поведении ребенка что-то тревожное, главное – сохранять спокойствие, не давить на ребенка и обязательно показать его детскому неврологу. 

Автор: Воронов Игорь Анатольевич, детский невролог сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук