Развитие речи у детей

Среди разных элементов развития ребенка особое внимание уделяется развитию речи. Оно протекает у разных детей очень по-разному в зависимости от темпов и от физического развития (физиологического развития речевого аппарата), и от развития психического.

Оценить, есть ли у ребенка задержка речевого развития, может только специалист – детский врач-невролог. Однако родителям полезно знать возрастные нормы – ведь родители лучше знают своего ребенка, наиболее внимательны и чутки к изменениям и при необходимости могут обратить внимание врача на возможные проблемы. 

Итак, ориентировочные нормы развития речи у детей:

Развитие речи у детей до года

Развитие речевого аппарата начинается уже у новорожденного. Ребенок с рождения видит лица взрослых и движения их губ, слышит их речь, и это первый шаг к формированию собственной речи. Уже через 2-3 недели после рождения ребенок начинает улыбаться во сне.

Ребенок в возрасте 1 месяц уже воспринимает речь, обращенную к нему. К двум месяцам ребенок реагирует на интонацию взрослого мимикой – улыбкой, плачем.

К трем месяцам ребенок начинает «отвечать» взрослому на улыбку и обращенную к нему речь «гуканьем» - произносит согласные «г», «к», «н», а также разные гласные звуки.

Смеяться ребенок впервые начинает к 4 месяцам. Также к этому времени он начинает узнавать лица и разделять взрослых на «своих» (тех, кого он видит постоянно, проживающих в одной квартире) и «чужих».

В пять месяцев ребенок может менять интонацию голоса. К полугоду он распознает знакомые голоса. У ребенка появляются в речи первые слоги – «ма», «ба».

В возрасте 7 месяцев дети уже хорошо управляют голосом, используют разные интонации и реакции, чтобы привлечь внимание взрослого. С удовольствием играют со взрослыми.

В восемь месяцев на смену гуканью приходит лепет. Ребенок повторяет одинаковые слоги по два раза («мама», «баба», «папа» и так далее).  Параллельно с речью развивается коммуникация при помощи жестов. Девятимесячный малыш играет в ладушки со взрослым, понимает некоторые жесты.

В возрасте 10 месяцев у ребенка уже формируется словарный запас. Как правило, в этом возрасте он пользуется одним или двумя словами, состоящими из повторяющихся слогов: «мама», «баба» и т. п. Со временем таких слов должно становиться больше.

Годовалый малыш использует уже 3-4 «лепетных» слова. Знает «своих» взрослых – может по просьбе врача показать, где мама или папа, хорошо знакомые предметы. Указывает пальцем на предметы. Этих признаков обычно достаточно, чтобы констатировать, что у ребенка задержки речевого развития нет.

Развитие речи у детей от 1 до 3 лет

Второй, не менее важный этап развития речи у ребенка – от года до трех. Это возраст, в котором дети начинают, собственно, говорить.

В 1 год 3 месяца ребенок уже использует 4-6 слов. Его понимание речи взрослого позволяет ему находить на картинках знакомые предметы, которые называет взрослый, выполнять простые просьбы без дополнительных жестов.

В полтора года словарный запас ребенка увеличивается до 10-20 слов. Как правило, в этом возрасте дети уже могут показывать некоторые части тела. К двум годам это умение развивается, ребенок может четко показать части тела, которые называет взрослый.

Возрастная норма развития речи для двух лет – словарный запас минимум из 50 слов. Увеличивается также количество звуков, которые может выговорить ребенок: в его речи появляются свистящие и шипящие звуки («с», «з», «ш», «ж», «ц», «ч», «щ»). Однако «р» и «л» он, как правило, еще не выговаривает.

Двухлетний ребенок уже может использовать фразы из двух слов. Правильно применяет в речи местоимения («я», «ты»). Понимает инструкцию, состоящую из двух действий – например,  «подойди к бабушке и возьми у нее игрушку».

Возрастная норма развития речи в 3 года включает в себя словарный запас от 250 до 700 слов, и он постоянно увеличивается. В этом возрасте ребенок уже задает вопросы, что значит то или иное слово. Он с удовольствием слушает и понимает короткие рассказы и сказки, читает несложные стихи, поет песенки. Он даже может оценить свое и чужое произношение.

Трехлетний ребенок может назвать свое имя и возраст. Он использует в речи существительные, глаголы, простые предлоги и союзы, множественное число. Инструкции, которые он может выполнить, также усложняются, включают в себя предлоги: «положи игрушку на стол», «…в ящик» и так далее.   

Что делать, если у ребенка задержка речевого развития

Задержка речевого развития может быть диагностирована у ребенка в разном возрасте и иметь совершенно разные проявления. Нужные рекомендации вам даст профильный детский врач, поставивший диагноз, – невролог, логопед. (Без диагноза ни о какой ЗРР речи идти не может – не подменяйте собой врача). Однако есть пять правил, применимых практически при любой задержке речевого развития. Они облегчат жизнь и ребенку, и родителям и позволят преодолеть проблему:

  1. Следовать рекомендациям невролога, не бояться дополнительных обследований у других детских врачей и назначенных медикаментозных средств. Обследования необходимы, чтобы исключить причины задержки речевого развития, не связанные с нарушениями работы нервной системы: например, плохой слух или проявления РДА (раннего детского аутизма). Причина задержки определяет возможное лечение. Поэтому, даже если ребенка направляют к детскому психиатру, не впадайте в панику, а сводите его к детскому психиатру – исключив психиатрическую компоненту, с задержкой развития речи будет работать намного проще. Что же до лекарств, они помогут нервной системе «наладить связь» с речевым аппаратом ребенка и преодолеть проблему быстрее и комфортнее.
  2. Заниматься с логопедом. Это в любом случае полезно – ребенок научится справляться со сложными для него звуками чисто механически, правильно дышать, не торопиться.
  3. Развивать мелкую моторику рук ребенка, заниматься с ним пальчиковой гимнастикой. Это уникальная возможность помочь развитию речи ребенка, ведь уровень развития речи находится  в прямой взаимосвязи со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Сами упражнения и стишки для них можно найти в Интернете.
  4. Разговаривать с ребенком четко и плавно, не коверкая слова, не подгоняя его и не поправляя. Этого правила следует придерживаться всем членам семьи.
  5. Давайте ребенку общаться с детьми, которые уже хорошо разговаривают. Положительный пример позволит ему избавиться от страха перед неправильной речью.

Автор: Воронов Игорь Анатольевич, детский невролог сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук

Стоимость приема невролога: 

Первичный 1750 руб,  Повторный 1550 руб.

Как снизить стоимость?


@PreAmbulaBot
0