Поиск по сайту
Популярные запросы
Педиатрия
Неврология
клиника Жулебино
Врач невролог
Врач педиатр
Врач уролог
Возможные результаты
Ортопедия
Ортодонтия
Упс, ничего не нашлось. Но наш бот всегда готов вам помочь!
Спросить бота
к старой версии бота
Файл добавлен!
Выберите пациента
Не добавлять в мед.карту
Не добавлять в мед.карту
Дата
Описание файла
Введите описание
Отправить
Вы действительно хотите отменить добавление файла?
Да, отменить
Preambula Bot
Preambula Bot
В сети
Список диалогов
Доступные диалоги
Авторизация
Выйти
Вы можете общаться с врачами и задавать любые вопросы боту
Preambula Bot
Чтобы увидеть диалоги с врачами, необходимо авторизироваться
Здравствуйте. Если вам нужно связаться с доктором, запишитесь на онлайн консультацию:
Условия проведения консультации
Записаться на консультацию
Сообщение..
Авторизация
5
Развитие речи у детей
Развитие речи у детей
Темы
Поделиться

Среди разных элементов развития ребенка особое внимание уделяется развитию речи. Оно протекает у разных детей очень по-разному в зависимости от темпов и от физического развития (физиологического развития речевого аппарата), и от развития психического.

Оценить, есть ли у ребенка задержка речевого развития, может только специалист – детский врач-невролог. Однако родителям полезно знать возрастные нормы – ведь родители лучше знают своего ребенка, наиболее внимательны и чутки к изменениям и при необходимости могут обратить внимание врача на возможные проблемы. 

Итак, ориентировочные нормы развития речи у детей:

Развитие речи у детей до года

Развитие речевого аппарата начинается уже у новорожденного. Ребенок с рождения видит лица взрослых и движения их губ, слышит их речь, и это первый шаг к формированию собственной речи. Уже через 2-3 недели после рождения ребенок начинает улыбаться во сне.

Ребенок в возрасте 1 месяц уже воспринимает речь, обращенную к нему. К двум месяцам ребенок реагирует на интонацию взрослого мимикой – улыбкой, плачем.

К трем месяцам ребенок начинает «отвечать» взрослому на улыбку и обращенную к нему речь «гуканьем» - произносит согласные «г», «к», «н», а также разные гласные звуки.

Смеяться ребенок впервые начинает к 4 месяцам. Также к этому времени он начинает узнавать лица и разделять взрослых на «своих» (тех, кого он видит постоянно, проживающих в одной квартире) и «чужих».

В пять месяцев ребенок может менять интонацию голоса. К полугоду он распознает знакомые голоса. У ребенка появляются в речи первые слоги – «ма», «ба».

В возрасте 7 месяцев дети уже хорошо управляют голосом, используют разные интонации и реакции, чтобы привлечь внимание взрослого. С удовольствием играют со взрослыми.

В восемь месяцев на смену гуканью приходит лепет. Ребенок повторяет одинаковые слоги по два раза («мама», «баба», «папа» и так далее).  Параллельно с речью развивается коммуникация при помощи жестов. Девятимесячный малыш играет в ладушки со взрослым, понимает некоторые жесты.

В возрасте 10 месяцев у ребенка уже формируется словарный запас. Как правило, в этом возрасте он пользуется одним или двумя словами, состоящими из повторяющихся слогов: «мама», «баба» и т. п. Со временем таких слов должно становиться больше.

Годовалый малыш использует уже 3-4 «лепетных» слова. Знает «своих» взрослых – может по просьбе врача показать, где мама или папа, хорошо знакомые предметы. Указывает пальцем на предметы. Этих признаков обычно достаточно, чтобы констатировать, что у ребенка задержки речевого развития нет.

Развитие речи у детей от 1 до 3 лет

Второй, не менее важный этап развития речи у ребенка – от года до трех. Это возраст, в котором дети начинают, собственно, говорить.

В 1 год 3 месяца ребенок уже использует 4-6 слов. Его понимание речи взрослого позволяет ему находить на картинках знакомые предметы, которые называет взрослый, выполнять простые просьбы без дополнительных жестов.

В полтора года словарный запас ребенка увеличивается до 10-20 слов. Как правило, в этом возрасте дети уже могут показывать некоторые части тела. К двум годам это умение развивается, ребенок может четко показать части тела, которые называет взрослый.

Возрастная норма развития речи для двух лет – словарный запас минимум из 50 слов. Увеличивается также количество звуков, которые может выговорить ребенок: в его речи появляются свистящие и шипящие звуки («с», «з», «ш», «ж», «ц», «ч», «щ»). Однако «р» и «л» он, как правило, еще не выговаривает.

Двухлетний ребенок уже может использовать фразы из двух слов. Правильно применяет в речи местоимения («я», «ты»). Понимает инструкцию, состоящую из двух действий – например,  «подойди к бабушке и возьми у нее игрушку».

Возрастная норма развития речи в 3 года включает в себя словарный запас от 250 до 700 слов, и он постоянно увеличивается. В этом возрасте ребенок уже задает вопросы, что значит то или иное слово. Он с удовольствием слушает и понимает короткие рассказы и сказки, читает несложные стихи, поет песенки. Он даже может оценить свое и чужое произношение.

Трехлетний ребенок может назвать свое имя и возраст. Он использует в речи существительные, глаголы, простые предлоги и союзы, множественное число. Инструкции, которые он может выполнить, также усложняются, включают в себя предлоги: «положи игрушку на стол», «…в ящик» и так далее.   

Что делать, если у ребенка задержка речевого развития

Задержка речевого развития может быть диагностирована у ребенка в разном возрасте и иметь совершенно разные проявления. Нужные рекомендации вам даст профильный детский врач, поставивший диагноз, – невролог, логопед. (Без диагноза ни о какой ЗРР речи идти не может – не подменяйте собой врача). Однако есть пять правил, применимых практически при любой задержке речевого развития. Они облегчат жизнь и ребенку, и родителям и позволят преодолеть проблему:

  1. Следовать рекомендациям невролога, не бояться дополнительных обследований у других детских врачей и назначенных медикаментозных средств. Обследования необходимы, чтобы исключить причины задержки речевого развития, не связанные с нарушениями работы нервной системы: например, плохой слух или проявления РДА (раннего детского аутизма). Причина задержки определяет возможное лечение. Поэтому, даже если ребенка направляют к детскому психиатру, не впадайте в панику, а сводите его к детскому психиатру – исключив психиатрическую компоненту, с задержкой развития речи будет работать намного проще. Что же до лекарств, они помогут нервной системе «наладить связь» с речевым аппаратом ребенка и преодолеть проблему быстрее и комфортнее.
  2. Заниматься с логопедом. Это в любом случае полезно – ребенок научится справляться со сложными для него звуками чисто механически, правильно дышать, не торопиться.
  3. Развивать мелкую моторику рук ребенка, заниматься с ним пальчиковой гимнастикой. Это уникальная возможность помочь развитию речи ребенка, ведь уровень развития речи находится  в прямой взаимосвязи со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Сами упражнения и стишки для них можно найти в Интернете.
  4. Разговаривать с ребенком четко и плавно, не коверкая слова, не подгоняя его и не поправляя. Этого правила следует придерживаться всем членам семьи.
  5. Давайте ребенку общаться с детьми, которые уже хорошо разговаривают. Положительный пример позволит ему избавиться от страха перед неправильной речью.

Автор: Воронов Игорь Анатольевич, детский невролог сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук

Стоимость приема невролога: 

Как снизить стоимость?

17463 Прием невролога, сомнолога
3000
713 Прием невролога
2250
714 Прием невролога (повторно в течение 2-х недель)
2100