Поиск по сайту
Часто ищут
Педиатрия
Неврология
клиника Жулебино
Врач невролог
Врач педиатр
Врач уролог
Возможные результаты
Ортопедия
Ортодонтия
Упс, ничего не нашлось. Но наш бот всегда готов вам помочь!
Спросить бота
Поиск по сайту
Часто ищут
Педиатрия
Неврология
клиника Жулебино
Врач невролог
Врач педиатр
Врач уролог
Возможные результаты
Ортопедия
Ортодонтия
Упс, ничего не нашлось. Но наш бот всегда готов вам помочь!
Спросить бота
Отмена
Файл добавлен!
Выберите пациента
Не добавлять в мед.карту
Не добавлять в мед.карту
Дата
Описание файла
Введите описание
Отправить
Вы действительно хотите отменить добавление файла?
Да, отменить
5
Preambula бот
Preambula Bot
В сети
Список диалогов
Доступные диалоги
Авторизация
Выйти
Вы можете общаться с врачами и задавать любые вопросы боту

Авторизуйтесь
в ПреАмбуле

Без лишних
вопросов

на связи администратор, который
знает вашу историю болезни

Авторизуйтесь
в ПреАмбуле

Персональный
виджет

с назначениями, заключениями
и записями на прием

Авторизуйтесь
в ПреАмбуле

1
Привет! Хочу
записаться

Продолжите
в телеграм-боте

это удобно: мы всегда онлайн
в вашем телефоне

Продолжить
Preambula Bot
Чтобы увидеть диалоги с врачами, необходимо авторизироваться
Здравствуйте. Если вам нужно связаться с доктором, запишитесь на онлайн консультацию:
Условия проведения консультации
Записаться на консультацию
Сообщение..
Авторизация
Школьная дезадаптация, социально-психологические аспекты ШД
Неврология 11.08.2021 5649
Школьная дезадаптация, социально-психологические аспекты ШД

Школьная дезадаптация

Ребенок пошел учиться в школу и у него возникли проблемы с обучением, трудности в коллективе и с учителем. Ребёнок делает простые ошибки в обыкновенных словах, не может правильно и красиво их написать, плохо запоминает информацию. У ребенка появились головные боли. Что с ребенком? Что случилось с малышом? Ведь до школы не было особых проблем. Возможно, у ребенка школьная дезадаптация!

Школьная дезадаптация (ШД) — это нарушения приспособления ребенка школьника к условиям обучения, снижение возможности обучения в школе соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с педагогами, программой обучения, коллективом и другими составляющими школы. Многие ученые сходятся во мнении, что это сложный многофакторный процесс, включающий неврологические и социально-психологические аспекты.

Неврологические аспекты

Они обусловлены неготовностью центральной нервной системы (ЦНС) к обучению в школе. Это дети, перенесшие нарушения со стороны нервной системы с рождения, (нарушения произошли во время беременности и в родах). Дети по возрасту должны идти в школу, им исполнилось 7 лет, но в результате поражения ЦНС с рождения они в дальнейшем имеют ряд трудностей при обучении. Часто у таких детей определяется синдром гиперактивности с дефицитом внимания (см. статью «Гиперактивные дети»). Так же это дети, имеющие моторную неловкость. Они плохо завязывают шнурки, плохо владеют ножницами и т.д.

Важной причиной развития ШД является наличие у детей различных неврозов и невротических реакций. Часто школьная дезадаптация возникает у детей перенесших черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. ШД наблюдается у детей имеющих головные боли и сама ШД может вызывать головные боли.

Социально-психологические аспекты

Эти аспекты обусловлены замкнутостью ребенка, его стеснительностью. Возможен неадекватный стиль поведения учителя в классе. ШД может быть обусловлена чрезмерной перегруженностью школьной программы, перегруженностью ребенка дополнительными занятиями в секциях, чрезмерной интенсификацией учебного процесса, нерациональной организацией учебного процесса.

Социально-психологические аспекты ШД решают педагоги и психологи. Для меня, как невролога, важны в большей степени неврологические проблемы. О них мы и поговорим подробнее.

У детей перенесших перинатальное (в сроке от 28 недели беременности, родах и первых шести дней жизни ребенка) поражение ЦНС, часто наблюдаются речевые нарушения: дислалия (неправильное произношение определённых букв или звуков), дизартрия (невнятная речь). Такие речевые нарушения у детей дошкольного возраста в начальной школе приводят к развитию нарушения речи и письма. Ведь как дети говорят, так они и начинают читать и писать. Вот почему очень важно чтобы ребенок пошел в школу с правильным произношением, и вот почему очень важно проводить логопедические занятия таким детям до школы. Наиболее часто встречаемые нарушения у детей начальной школы это дислексия и дисграфия.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, характеризующиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия – нарушение письма, которая является одной из форм недоразвития письменной речи, характеризующаяся повторяющимися ошибками. Такие нарушения обусловлены дисбалансом связи между центрами, отвечающими за понимание речи и её произношением.

Дислексия по данным разных авторов встречается у 5-10 % детей школьного возраста. Мальчики страдают дислексией чаще (в 3-4,5 раза). У детей с дислексией при чтении наблюдаются следующие ошибки: замены и смешения звуков при чтении, нарушение понимания прочитанного, аграмматизмы (нарушения в падежных окончаниях, изменениях в окончании глаголов и др.), побуквенное чтение.

Головные боли также могут быть проявлением ШД. На приеме у детского невролога при обращении детей старше 6-летнего возраста – это дети в основном с головными болями и невротическими реакциями. На другие жалобы при обращении к неврологу в таком возрасте приходится незначительное количество обращений. Этим и было продиктована попытка рассказать вам о таких нарушениях.

Головные боли у детей раннего школьного возраста могут быть обусловлены астеническим состоянием, анемией, повышением внутричерепного давления, явлениями вегето-сосудистой дистонии (ВСД). В настоящее время этот термин ВСД замене на Синдром Вегетативной Дисфункции.

Головные боли у школьников чаще - головная боль напряжения. За счёт психоэмоционального напряжения и напряжения мышц шеи, мимических мышц и скальпа с последующим явлением нарушения кровообращения, что вызывает головные боли. Синдром вегетативной дисфункции у детей характеризуется разбалансированностью вегетативной нервной системы, явлениями функционального нарушения кровообращения. По данным разных авторов до 30 % детей школьного возраста страдает эпизодическими головными болями напряжения. Это почти каждый третий ребенок! Хронические головные боли напряжения наблюдаются в 4-5 % случаев у детей школьного возраста. Интересно, что эпизодическими болями напряжения чаще страдают мальчики. Тогда как хронические боли напряжения чаще возникают у девочек. По всей видимости, это обусловлено, тем, что у девочек в процессе возникновения головных болей напряжения, в большей степени выступает психологический, эмоциональный фактор. Девочки по своей природе, более ответственные, более чувствительные. Хотя такое может наблюдаться и у мальчиков. Головные боли напряжения возникают у ответственной личности, обязательной во всём. Такие дети боятся опоздать в школу на занятия, они боятся получить двойку, у них имеется определенный страх перед такими ситуациями.

ШД возникает и у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Такие дети характеризуются импульсивностью, гиперактивностью, нарушением внимания (они быстро переключаются с одного предмета на другой, быстро отвлекаются, они не могут длительно концентрировать внимание и т.д.). Такие дети интеллектуально и умственно не имеют нарушений, но у них нет усидчивости.

ШД возникает у детей с неврозами, особенно с тиками. Об этих нарушениях читайте статьи: «Неврозы у детей», «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей».

При выявлении симптомов ШД, необходимо точно установить её причины. При установлении причин ШД, устранить их по возможности, а в дальнейшем проводить коррекцию такого состояния. Лечение должно быть комплексным включающим как психологическую коррекцию и психотерапию, так и медикаментозное лечение, которое назначает невролог. Медикаментозная терапия в зависимости от ведущего синдрома ШД, может включать назначение седативной (успокоительной терапии); ноотропов – это препараты, улучшающие память, внимание, речь; витаминотерапии (особенно витамины группы «В», которые улучшают обменные и метаболические процессы в нервной системе и обладающие антистрессовым действием). В каждом конкретном случае медикаментозная терапия назначается индивидуально. Проводятся методики на основе биологической обратной связи (БОС), психотерапевтические и логопедические занятия и др. Очень хорошо проводить занятия с педагогом-дефектологом.

Если ваш ребенок имеет трудности при обучении в школе, с коллективом, педагогами. Вам необходимо обратиться к неврологу и психологу.

Воронов Игорь Анатольевич, детский невролог сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук


Поделиться

Услуги

Поиск по услугам
Иконка

Другие статьи

Назад
Вперёд

Используем cookies,
чтобы сайт работал лучше

Пользуясь нашим сайтом,
вы соглашаетесь с тем, что
мы используем cookies